Коротко о том, чем я занимаюсь
Я долго думала как сформулировать в одно предложение — что же такое дизайн стратегия, как легко объяснить людям чем я занимаюсь.
Дизайн стратегия — это осознанный подход к проектированию чего бы то ни было. Так получилось, что большая часть моих проектов — это рабочие пространства (офисы крупных компаний), поэтому большую часть времени буду писать именно о них. Хотя под термином «дизайн стратегия» я понимаю именно подход, который может включать в себя проектирование любого рода общественных пространств. Сейчас параллельно с рабочими пространствами меня очень увлекла тема образовательных учреждений и ритейла, где подобный подход тоже является ключевым.
Что включает в себя данный подход?
Если вы когда-либо сталкивались с проектированием крупных общественных пространств (тем более на нашем рынке), то знаете, что большинство клиентов приходит к проектировщику с уже составленным самостоятельно (или при помощи не совсем грамотно обученных людей) техническим заданием. Архитектор читает это ТЗ и впадает в лёгкий вариант шока, периодически прерывая молчание всеми бранными словами, которые он знает.
Что же обнаруживается в этом ТЗ, что так шокирует нашего архитектора?
Вот только часть проблем, с которыми мы сталкиваемся регулярно:
— Все хотелки клиента не влезают на выбранную им площадь;
— Выбранное здание или помещение изначально спроектированно таким образом, что создать там эффективную планировку без потери площадей крайне затруднительно;
— Взаимосвязь между функциональными блоками, которые клиент хочет разместить на планировке, не понятна (очень часто даже самому клиенту);
— Ответа на вопрос «Почему?» или «Зачем?» не существует в природе. То есть когда вы возвращаетесь к клиенту с простым вопросом — «Зачем вам 4 переговорные на 15 человек?» в 90% случаев ответ — «У нас сейчас 2 и нам не хватает», и хотя у данной задачи есть десятки разных причин и решений, чаще всего находится только одно — увеличить то, что есть в 1,5-2 раза.
И так далее…
Чем может помочь дизайн стратегия?
Консультанты по дизайн стратегии (в идеале) приходят к клиенту в тот момент, когда он только задумывается о переезде и проводят глубокое исследование того, что сейчас происходит у клиента в офисе. Мы узнаём о задачах, которые перед переездом ставит компания, об организационной структуре, о функциональных взаимосвязях внутри компании, о потребностях бизнеса и сотрудников, и находим оптимальное решение, которое поможет при переезде усовершенствовать условия труда и повысить эффективность бизнеса.
Главное отличие от стандартного подхода к проектированию в таком случае — что архитектор, а главное и сам клиент, ОСОЗНАЮТ что они делают и зачем. Ведь инвестиции в создание нового рабочего, образовательного или любого другого общественного пространства, огромны. Неужели вы хотите тратить эти средства на ветер? Вкладывать в то, что в итоге не принесёт никому пользы?
Для того, чтобы этого не происходило, очень важно подходить к подобным проектам с умом, с людьми, которые имеют высокий уровень экспертности в данном вопросе и действительно заинтересованы в вашем результате.
И напоследок мой любимый пример:
Представьте — у вас сильно закололо в боку, день, два и всё никак не проходит. Вы сходили к двум врачам, один из которых, выслушав вашу жалобу, выписал рецепт на болеутоляющие, а второй назначил обследование, чтобы понять почему появилось недомогание. Какое решение вы выберите?